Название: Замужество Марии Браун Оригинальное название: Die Ehe der Maria Braun Год выхода: 1979 Жанр: Драма Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер Сценарист: Райнер Вернер Фассбиндер, Пеа Фрёлих, Питер Мэртесхаймер, ... Слоган: «Брак Марии Браун... брак не продлившийся половину дня и полной ночи.» В ролях: Ханна Шигулла, Клаус Лёвич, Иван Десни, Гизела Улен, Элизабет Триссенар, Готтфрид Джон, Харк Бом, Грег Иглз, Клаус Хольм Бюджет: DEM 1 975 000 Страна: Германия О фильме: Героиня фильма, проводив мужа на Восточный фронт, начинает свой путь к богатству — любыми способами, любой ценой. Дополнительная информация: Получившая самую широкую известность на родине и во всём мире, эта лента, возможно, не является самой лучшей в обширной кинобиографии Райнера Вернера Фассбиндера, но, безусловно, наиболее показательна для него, в определённом смысле и существенна, и сущностна. Любопытно, что она снята немецким режиссёром в так называемом «возрасте Христа», то есть в 33 года — ведь по найденным в конце 80-х годов, уже через несколько лет после преждевременной смерти Фассбиндера, сведениям из церковных книг относительно записи рождений, подтвердилось, что он на самом деле родился не в 1946-м, а в 1945-м, буквально на 23-й день после капитуляции Германии. Что очень знаменательно для художника, абсолютного ровесника новой Германии, поскольку всю свою недолгую, но насыщенную жизнь он был одержим «одной, но пламенной страстью» — отображением в искусстве несчастной и трагической судьбы Германии. «Замужество Марии Браун» открывает как бы третий, считаемый наиболее зрелым и уж точно успешный (хотя бы по количеству наград и, прежде всего, по признанию публики) период в плодотворной, в том числе — по количеству фильмов, карьере Райнера Вернера Фассбиндера. Начав с авангардных, нередко антизрелищных, словно брехтовских по манере и в то же время годаровских по кинематографическому исполнению картин конца 60-х годов, он только десятилетие спустя обрёл столь напряжённо искомый жанр социальной мелодрамы о судьбе немецкой женщины, которая словно символически испытывает те же потрясения и истово надеется на лучшее, как и сама Германия. Вот почему эта лента не превращается в иносказательную эстетизированную притчу (подобно выдающимся образцам в начале второго периода творчества Фассбиндера — «Горькие слёзы Петры фон Кант» и «Бременская свобода»), но и лишена демонстративной социальности и политичности таких работ середины 70-х, как «Страх съесть душа», «Вознесение матушки Кюстерс» и «Кулачное право свободы». Для зрителей, конечно, интереснее всего любовные и жизненные заблуждения, напрасные иллюзии и мечты о счастье, присущие обычной немке Марии Браун (даже её имя и фамилия — из числа распространённых) в годы войны и в пору трудного возвращения к мирной жизни. Ханна Шигулла, неофициальная жена и муза Райнера Вернера Фассбиндера, с которой он был в непримиримой ссоре с 1973 года (со времени создания наиболее мучительного для немецкого постановщика фильма «Эффи Брист Фонтане» — первой «чистой мелодрамы» о бюргерше конца XIX века, будто тогдашней Марии Браун), исполняет с подлинным блеском свою самую лучшую роль героини, расплачивающейся за всё, будто по велению рока. Но помимо этого, картина «Замужество Марии Браун» может быть интерпретирована с различных исторических, психоаналитических и философских позиций, давая простор для всевозможных ассоциаций. Между прочим, во время её первого показа в Москве на Неделе кино ФРГ в 1979 году уже первые сцены вызвали состояние если не шока, то несомненной оторопи у нашей аудитории, как-то даже и не привыкшей видеть нормальных и живых людей в тех немцах, которые жили в годы второй мировой войны — словно все они поголовно были нелюди, звери какие-то. Немаловажно (а для кого-то — вообще парадоксально) и то, что именно в советском кино (хотя западные критики любят ссылаться на мелодрамы Дагласа Сёрка, американского режиссёра датско-немецкого происхождения) Фассбиндер нашёл образец как бы «мещанской трагедии», если под мещанством понимать средний класс городских жителей, которые не принадлежат к сословной, государственной или культурной элите и давно оторвались от своих корней. Увидев в 1975 году на кинофестивале в Западном Берлине «Калину красную» Василия Шукшина и сразу включив её в число самых любимых фильмов, Райнер Вернер Фассбиндер точнее всего в своей карьере реализовал эту жанровую формулу «современного заземления классической трагедии» на материале XX века лишь в «Замужестве Марии Браун», а ещё в телесериале «Берлин, Александерплац». Почему бы также не назвать фассбиндеровскую Марию Браун «новой Маргаритой», жертвой сделки с Дьяволом, или же сестрой доктора Фаустуса, рождённого гением Томаса Манна?! Впрочем, Фассбиндеру отвратительны и ненавистны не только годы предощущения сгущающихся сумерек и двенадцатилетнего цикла мрака, что потом простёрся над Германией. В немалой степени у него вызывает едкий сарказм ещё и эпоха так называемого «экономического чуда», одержимой гонки за преуспеванием. Политика Эрхардта и Аденауэра, направленная на энергичное выведение страны из послевоенного кризиса; отчаянный матч сборной ФРГ по футболу, которая в 1954 году смогла впервые стать чемпионом мира — и нелепая смерть Марии Браун, пытавшейся прикурить от газовой горелки… Дальше — тишина. Или как афористично сказано американским критиком Роджером Ибёртом относительно этого финала и самой идеи реконструкции Германии: «мы вновь открыли магазины, но совсем не знаем, будут ли посетители».
|