Название онлайн фильма: Слишком красивая для тебя Оригинальное название онлайн фильма: Trop belle pour toi Год выхода: 1989 Жанр: Комедия/Мелодрама/Драма Режиссер: Бертран Блие Сценарист: Бертран Блие В ролях: Жерар Депардье /Gerard Depardieu/, Кароль Буке /Carole Bouquet/, Жозиан Баласко /Josiane Balasko/, Филип Лоффредо /Philippe Loffredo/, Дидье Бенюро /Didier Benureau/, Жан-Поль Фарр /Jean-Paul Farre/ Сборы в США: 1 776 440 $ Продолжительность: 01:27:30(91 мин.) Страна: Франция О фильме: Если женщина красива, утонченна, загадочна, воспитана, элегантна, вы сделаете все, чтобы завоевать ее, и будете гордиться этим самым удачным в своей жизни приобретением. Если женщина неприметна, грубовата, прямолинейна, проста, без вкуса одета, тогда вы, скорее всего, пройдете мимо и никогда не вспомните о ней. Казалось бы, только сумасшедший сможет увлечься простушкой и подчинить ей свою личность. Особенно, если у него — красавица жена, эталон совершенства, визитная карточка успешного мужчины. Но именно такой любовный треугольник создан Бернардом, вопреки логике, назло здравому смыслу. Это действительно похоже на помешательство, но ведь любовь — это и есть самая восхитительная форма безумия, и, возможно, в отношениях двух не созданных друг для друга людей и кроется решение неправильного уравнения страсти. Дополнительная информация: Победитель "Сезар" 1990 года в номинациях: лучший фильм, лучшая актриса (Кароль Буке), лучший режиссер (Бертран Блие), лучший адаптированный или оригинальный сценарий, лучший монтаж. А также победитель "Каннского кинофестиваля" 1989 года. В год своего пятидесятилетия французский сценарист и режиссёр Бертран Блие, который раньше на протяжении пятнадцати лет возмущал общественную мораль дерзкими, едко ироничными, издевательскими притчами, не был обойдён признанием критиков, зрителей и, что самое главное, своих коллег, особенно из того же поколения. Его наградили, наконец-то, на Каннском фестивале, вручив Большой приз жюри, и фильм «Слишком красивая для тебя» с успехом прошёл в прокате, а затем получил пять «Сезаров», в том числе — за лучшую ленту года, режиссуру и сценарий. Вообще есть нечто знаменательное в том, что именно эта картина Блие была осыпана премиями. Нельзя не отдать должное её легкости, изящности, остроумию, пряному (но в рамках приличия) юмору, не оценить интеллектуальную игру автора, который вновь «перетасовывает» своеобразные три карты в «любовном треугольнике», вывёртывает довольно банальные ситуации наизнанку. И, вместе с тем, интонация фильма спокойно-лирична, элегически-академична. А присуждение такого количества наград может показаться приметой официального причисления Бертрана Блие к «сонму классиков», превращения бунтаря и ниспровергателя буржуазных нравов в признанного творца, укрощённого системой и тихо вписавшегося в нее. Но, как ни странно, «премиальный приём» был если не спровоцирован, то всё равно словно подразумевался в замысле постановщика «Слишком красивой для тебя», который отнюдь не изменил себе, своей искренней страсти к разрушению основ сытого и лицемерного существования, а всего лишь поменял регистр, перешёл в другую тональность. Прежде изрядно смутив души ханжей и столкнувшись с гневом блюстителей закона, режиссёр после премьеры «Вечернего туалета» в том же Канне замолчал на целых три года, хотя ранее за тринадцать лет сделал восемь лент. Причина «творческого простоя» заключалась в том, что будто замкнув цикл, начатый ещё в 1973 году возмутительным шедевром «Вальсирующие», он должен был придти к чему-то иному. «Слишком красивая для тебя» — типично бунюэлевское название для картины, в которой Блие впервые дал возможность своему герою по имени Бернар (в пятый раз выступил в главной роли Жерар Депардьё, своего рода «альтер-эго» автора) наслаждаться счастливой, беззаботной, обеспеченной, ничем не омрачённой жизнью с настоящей «идеальной женщиной» — с очень красивой женой Флоранс. Не случайно, что на эту роль была приглашена актриса Кароль Буке, которая прославилась ещё в «Этом смутном объекте желания» Бунюэля, а затем сыграла у Блие в фильме «Холодные закуски» хладнокровную красавицу, носительницу роковой судьбы. У преуспевающего дельца Бернара Бартелеми действительно есть всё, что можно только пожелать: хорошая работа, фешенебельный дом, прекрасная любящая жена, милые дети. Но он неожиданно влюбляется в невзрачную немолодую секретаршу Колетт Шевассю. Причём это — отнюдь не пошлая интрижка, как в поднадоевшем сюжете о мужчине, который изменяет супруге с хорошенькой девушкой из своей конторы. Всё тут поставлено с ног на голову. Рассказывая нетрадиционную, невероятную, просто фантастическую историю искреннего платонического чувства, которое сразило наповал толстокожего и равнодушного ко всему на свете среднего буржуа, Бертран Блие плетёт прихотливую вязь, перемешивая прошлое, настоящее и будущее, выдуманное и реальное. Он творит комический эффект из сопоставления реплик, взглядов, душевных порывов, а главное — из столкновения изображения и музыки. А музыка Франца Шуберта звучит почти на всём протяжении ленты, превращаясь для героя чуть ли не в реального соперника, провоцирующего ход непредсказуемых событий. И уже в финале запутавшийся в своих чувствах Бернар посылает этого самого Шуберта ко всем чертям, примирившись с красивой, но холодной, лишённой неясного томления и истинного смысла жизнью. Ирония Блие, в первую очередь, направлена в адрес столь «обожаемого» им «общества потребления», которое достигло всего и больше ни о чём уже не мечтает. Постановщик щедро воспроизводит на экране ритуалы обедов и торжественных церемоний, устраиваемых для себя «скромно обаятельной буржуазией», которая по-прежнему одержима «смутным объектом желания». О традициях Луиса Бунюэля вспоминается во время просмотра не раз — и в похвальном смысле, поскольку Бертран Блие оказался достойным духовным и кинематографическим наследником великого маэстро «золотого века» кино. В аристократической, ритуализированной игре «сильных мира сего» в якобы полнокровную жизнь недостаёт именно чувств, эмоций, страсти, самой этой бурной и непредсказуемой жизни, чем как раз полна музыка Шуберта — такая непонятная и раздражающая смиренный «покой» (название ещё одной работы Блие) пресыщенных и усталых буржуа. Она слишком красива, прекрасна, как и любовь, которая внезапно свалилась на голову бедного Бернара. Любопытно, что выдуманная, во многом пригрезившаяся герою история любви с заурядной секретаршей выглядит даже жизненнее, достовернее, правдивее, чем сказочная, ирреальная, фантомная, почти замогильная семейная жизнь с красивой женой; нежели иллюзорная, выплывшая из небытия сцена пышной, но приглушённой по краскам свадьбы в среде «избранных», на которую Бернар взирает как на что-то мертвенное и потустороннее. Однако буржуазия любит прекрасное увядание, роскошный уход в мир иной, величественное прощание на смертном одре. И Бертран Блие своим фильмом «Слишком красивая для тебя» как раз предоставляет ей такую возможность, смыкаясь с художественными поисками других трубадуров, «ангелов смерти», которые возвещали с экрана о пиршестве накануне Апокалипсиса (помимо Луиса Бунюэля и Марко Феррери, можно вспомнить ещё и англичанина Питера Гринауэя). «Бал-маскарад», устроенный Блие на обломках «французской империи» (закат современных цивилизаций, которые продолжали ориентироваться на ложные ценности, — популярная тема на рубеже 80—90-х годов, как, например, в картине «секс, ложь и видео» американца Стивена Содерберга, тогда победившего в конкурсе Канна), не мог не быть отмечен по заслугам в самой Франции. Но наиболее печальное и парадоксальное заключается в том, что после этого в творчестве замечательного режиссёра начался явный спад. Художник словно выпал из стремительно несущегося потока — и уже на смену Бертрану Блие на ведущую роль иронично-насмешливого певца галльского мироощущения сразу же выдвинулся Патрис Леконт.
|