Название: Северяне Оригинальное название: De noorderlingen Год выхода: 1992 Жанр: Комедия Режиссер: Алекс Ван Вармердам Сценарист: Алекс Ван Вармердам В ролях: Алекс Ван Вармердам, Джек Вуторс, Анри Гарсен, Леонард Люсье, Аннет Малербе Продолжительность: 01:42:16(108 мин.) Страна: Нидерланды О фильме: В абсурдистской деревушке, созданной воображением режиссера, всего одна улица, но зато какие колоритные персонажи ее населяют! Страсти там кипят нешуточные, но в курсе всех проблем местного населения – конечно же, любопытный почтальон, который не может отказать себе в удовольствии почитать чужие письма. В 60-е годы, когда еще никто не слышал об Интернете и sms-ках, фигура почтальона в деревне была ключевой... Северяне — обычный странный народ. У них на всех — одна улица, вытянувшаяся вдоль дороги так, чтобы окно смотрелось в окно, один лес, где деревья стоят шеренгами, как солдаты на параде. Один почтальон, читающий чужие письма. Один мясник, одержимый сексом. Один охотник, помешанный на охране леса. Один автобус, отвозящий в церковь. Одна бомжиха, бегающая по лесу. Одна святая соседка, переставшая есть и трахаться по совету фарфорового монаха, стоящего на ее каминной полке. Один чернокожий эмигрант, возникший из теленовостей об освобождении бельгийского Конго от колонизаторов. Нормальный такой чистенький городок-пригород, в котором женщины повыходили замуж за манекены. У манекенов взрывной темперамент, а их жены полны затаенной горечи. Их дети — единственные живые люди среди северян. Дополнительная информация: Главный фильм Вармердама, взявший три европриза. Голландское кино всегда было неравнодушно к чудакам и безумным, словно транслируя непосредственно на экран их абсурдные и сюрреалистические фантазии. Актёр Алекс ван Вармердам, несколько утомивший эпатажными выходками в своей дебютной режиссёрской работе «Абель» (1985), спустя семь лет сумел так выстроить картину «Северяне», что она воспринимается и как очень смешной фильм об идиотском ничегонеделании обитателей нового квартала где-то на окраине города (будто на краю света!), и почти в качестве кинохроники с места событий. Лёгкий сдвиг в сторону и незаметное усилие автора превращают реалистический очерк нравов в трагифарсовую притчу об абсурдности человеческого существования. В поведанной истории конца 50-х годов угадываются какие-то личные для сценариста и режиссёра мотивы (хотя ван Вармердам, который сам играет чересчур любопытного почтальона, меньше всего склонен предаваться ностальгическим воспоминаниям — напротив, без обиняков издевается над сентиментальными лентами о горько-прекрасном детстве и юности). «Социалистическая мечта» об отдельной квартире для каждой семьи, воплощённая задолго до 2000 года, вовсе не приносит счастья простым голландским бюргерам, у которых не складывается интимная жизнь или же им мозолит глаза преуспевание соседа. А вот во второй половине картины происходящее приобретает даже мрачно-драматический оттенок, что всё-таки не идёт фильму на пользу, поскольку постановщик лучше всего чувствует себя в стихии чуть «остранённой» действительности. Лес, разумеется, похож на лес, но на высаженный геометрически точно (будто по воле шизофреника) и в павильоне. Реальность до боли и смеха узнаваема каждым — и, тем не менее, выглядит гротеском на себя же.
|